Италия ждет туристов-меломанов


В Мемориальной усадьбе Ф. И. Шаляпина, являющимся филиалом Всероссийского музейное объединение музыкальной культуры имени М. И. Глинки, состоялось открытие выставки «Джузеппе Верди. Музыка и культура», посвящённая 200-летию «маэстро итальянской революции». Выставка, премьера которой состоялась в ноябре минувшего года в Риме, проходит в рамках перекрёстного Года туризма Италия-Россия. Среди организаторов выставки - Президиум совета министров Италии, Государственный Комитет Италии по празднованию 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди, Министерство культурного достояния и деятельности в области культуры и туризма Италии, Министерство культуры РФ, Министерство иностранных дел Италии, Посольство Италии в Москве, Итальянский институт культуры в Москве, Институт истории итальянского Рисорджименто. Особенно важным, по мнению куратора выставки Марко Пиццо, было участие Центрального института звукового и аудиовизуального наследия Италии.
Выставка посвящена не только жизненному и творческому пути Джузеппе Верди, который, как известно, написал для Мариинского театра оперу «Сила судьбы» и в связи с её постановкой дважды побывал в России. «Это свидетельствовало со всей очевидностью о том, насколько крупным и значимым культурным центром была Россия во второй половине XIX века, где искусство Италии – от музыки до живописи, от архитектуры до художественных ремесел – находило богатые возможности для реализации, взаимодействуя с достижениями культуры, имеющей древние корни», - заявил во вступительном слове синьор Пиццо. Вероятно, точнее было бы назвать эту поистине уникальную выставку «Джузеппе Верди — музыка сквозь время». Вернее, нечто большее, чем музыка — ведь Верди, по крылатому выражению, это не только опера — это состояние духа, понятное каждому из ныне живущих. «Он любил и плакал за всех» - написал о Верди Габриэле Д’Аннунцио. Верди сформировал самосознание нации и одновременно воспел свободу всех народов. Этот итальянец, европеец, останется навсегда человеком, который будет своим для всякого народа и гражданином для всего человечества», - отметила в своём приветствии Альбертина Солиани, зам. Президента Национального Комитета Празднования 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди. Экспозиция построена не по хронологическому, а по тематическому принципу. Некоторые её части, как «Рукописи Верди» (представлены подлинники и переводы практически неизвестных в российском музыковедении писем) вполне традиционны, хотя некоторые, весьма ядовитые, статья и карикатуры из итальянской прессы как-то не вяжутся в нашем представлении с обликом классика. Интересны и первые опыты фотографов, запечатлевших первых исполнителей ролей в вердиевских операх. Из числа доныне неизвестных в России - кинематографические материалы. Таких, как обнаруженный совсем недавно пятиминутный ролик, запечатлевший похороны Верди — кинематографу в этот момент шёл шестой год. Концерт 1944 года под управлением Артуро Тосканини. Отрывки из многочисленных биографических фильмов, посвящённых Верди. Наконец, самые знаменитые экранизации его опер, особенно популярные в 1950-е годы (как «Аида» с Софи Лорен) — во многим именно им жанр оперы обязан своей сегодняшнй популярностью. Но самая «соль» выставки — её, образно говоря, звуковой ряд, начать который, возможно, стоило бы не с валика фонографа, а с немало попортивших крови Верди... шарманок. Каковые, куда бы он ни приезжал, скупал у их владельцев десятками. Те, полагая, что это доставит удовольствие композитору, круглые сутки исполняли его мелодии у него под окнами... Центральный институт звукового и аудиовизуального наследия Италии, сообразуясь с техническими достижениями начала XXI века , предоставляет посетителям выставки возможность прослушать исполнение одного и того же фрагмента из оперы Верди разными исполнителями и на разных уровнях грамзаписи – от устройств для «чтения» звука с восковых валиков до компакт-дисков. /TOURBUS.RU

Комментарии