Выставка "Палладио в России"

Великий итальянский архитектор Андреа Палладио считал, что ни одно здание не может заслужить одобрения без соблюдения трёх условий: оно должно быть полезно и удобно, долговечно и, конечно, красиво. Подобное отношение к делу находило живой отклик в нашей стране на протяжении трёх веков. Доказательством и подробной иллюстрацией служит выставка «Палладио в России». Масштабный проект представляют Государственный музей архитектуры имени Щусева и музей-усадьба «Царицыно».
Эта выставка, проходящая сразу на двух столичных площадках, – расширенная версия прошлогоднего международного проекта, показанного в венецианском музее Коррер, – «Палладио в России. От барокко до модернизма». Экспозиция - атмосферная, архитектурные чертежи и проекты разбавлены живописью и графикой - всё вместе передаёт дух палладианства и позволяет внимательно изучить детали, характерные для архитектуры Палладио и его многочисленных последователей.
«Очень важная вещь - это купол на крыше жилого здания. Это не храм и не музей. Это вилла, таким образом, купол, тем самым, сакрализует частную жизнь», - объясняет куратор выставки Василий Успенский. 
«Первое что можно вычленить о Палладио, - это так называемое термальное окно, полукруглое, разделенное на три части. Вот увидите его и думаете сразу про Палладио», - говорит куратор выставки Аркадий Ипполитов.
Архитектурные принципы Палладио были особенно востребованы в России в эпоху классицизма и неоклассицизма. Но, конечно, стопроцентного переноса не было - идеи Палладио на русской земле адаптировались, трансформировались.
«Палладио, который в Италии, - это другие пропорции, эта архитектура, конечно, меньше, а здесь - другие просторы, это и другой материал, что очень важно, - отмечает историк архитектуры Федерика Росси. - Здесь дерево, а в Италии - и мрамор, и кирпич в основном. Это и планировки другого плана, потому что для Палладио очень важна симметрия, а в Москве и в провинции Российской империи симметрия не очень соблюдалась».
Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио пришелся на время царствования Екатерины Второй. Об этом периоде рассказывает первая часть экспозиции - здесь много архитектурных планов усадеб, созданных, в том числе, и Николаем Львовым, одним из главных русских палладианцев. Конечно, представлены проекты Павловского дворца, самого палладианского из всех российских дворцов. Сотни материалов первой части выставки представлены в Царицыне - самом антиполладианском проекте XVIII века.
«Сама судьба Царицыно, в какой то степени, связана с изменением вкуса Екатерины II, ведь пока Царицыно строилось, в эти же годы приезжает в Россию Кваренги, и вместо московского проекта Екатерина начинает активно заниматься греческим проектом и строит свои дворцы под Петербургом, и именно в духе классицизма», - напоминает директор «Царицыно» Наталья Самойленко.
Вторая часть экспозиции, посвященная XX веку, представлена в Музее архитектуры имени Щусева. В 1930-е годы, после окончательного торжества сталинского консерватизма, в искусстве возникло феноменальное явление - советское палладианство. Оно сформировалось в результате сплава неоклассических тенденций и авангарда.
«Советское палладианство очень часто цитирует Палладио дословно, используя фрагменты его архитектуры как цитаты, в открытую. Оно утратило дух, потому что советская архитектура была нацелена на то, чтобы предъявить образ сильного государства, могучего, непобедимого, но, в то же время, связь с человеком утрачена, дух из нее ушел», - объясняет директор Музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.
Палладио называют самым влиятельным архитектором в мире, огромное воздействие он оказал на российскую действительность и продолжает оказывать до сих пор, несмотря на то, что сегодня в тренде совсем другая архитектура.

Комментарии