В столице продолжает работу выставка "Романтический реализм"

Возвращение к ценностям, которые представляются незыблемыми. Этим определенно мотивирована выставка, которая открылась в Центральном Манеже в День народного единства. Там демонстрируется советская живопись до 1945 года. Название в афише - «Романтический реализм».

Оно может и парадоксально звучит, но в искусстве какое только родство не возникает. Вот например, по поводу Исаака Бродского искусствовед Александр Боровский замечает, что главный вельможа советского искусства, даже когда показывал расстрел, изображение раскладывал на цвета, на тени, на линии. Какая-то появлялась во всем этом нега. Соцреализм приучил к мысли о том, что творение живописца может быть одновременно и высокоциничным, и высокохудожественным. А любить романтиков никакой социальный строй не помешает, если они гениальны, будь они трижды реалистами.
Называть соцреализм искусством или пропагандой – вопрос для многих спорный. Еще 20 лет назад сложно было представить человека, который смотрит на портрет Сталина и размышляет о цвете, экспозиции и перспективе. Он видел вождя. Сегодня на эти работы, да и на их авторов, предлагают взглянуть по-другому.
«Иногда это была такая очень серьезная игра и очень опасная игра со властью, потому что, конечно, это троица, которая опрокидывает нас в другой мир. Ведь они говорят о погибшем товарище», - говорит автор выставки Эдуард Бояков.
Эта работа Петрова-Водкина «После боя» была написана на заказ, как и большинство работ здесь. Художники создавали миф: будни трудовых пятилеток – почти как праздник, лица стахановцев всегда довольные, а послевоенная земля цветет – вот их реальность, миф, который выдавали за действительность. Некоторые из них и сами в него верили.

«Я думаю, что каждый зритель, стоя перед той или иной картиной, сам даст себе ответ на этот вопрос. Дейнека верил. Бродский, с очевидностью, нет. Это был чистой воды конформизм, и Бродский правильно рассчитал, и поставил на правильную карту», - отмечает директор Государственной Третьяковской галереи, автор выставки Зельфира Трегулова.
Исаак Бродский – официальный художник большевиков, его работы – лучший образец соцреализма, – здесь они практически в каждом разделе, а их двенадцать. Полотно Бродского «Торжественное открытие II Конгресса Коминтерна» и предваряет выставку. Цеткин, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Троцкий – те, кто в конце 20-х впали в немилость, здесь еще играют важную роль. Еще одна работа Бродского, одна из самых известных – «Первомайская демонстрация…», на первом плане масса, человека – нет.
«Мы, посмотрев на эту уникальную коллекцию, которая никогда в истории Советского Союза и России не собиралась вместе в каком-нибудь идеологическом контексте, назвали эту выставку "Романтический реализм"», - поясняет министр культуры России Владимир Мединский.
12 разделов выставки – 12 главных тем великого советского мифа. Иконы того времени – Ленин в разных образах – от молодого в эмиграции, через трибуну, и к посмертной маске. Сталин в парке с детьми, а вот он же помогает рабочим. Картины писались для масс, и их же изображали. Сильные спортсменки, сверхлюди Дейнеки в разделе «Создание человека», полеты на дирижаблях, опровергающие силы природы, строительство Дворца советов и станций метро, которое так и не воплотилось в жизнь. Здесь более 80 работ — уже хрестоматийных, рассказывающих о той почти фантастической эпохе.
«Из 82-х произведений, которые здесь находятся, только 14 можно видеть постоянно где-то на экспозиции в музеях-партнерах. Остальные находятся либо во временных экспозициях, либо в запасниках музея», - говорит директор музейно-выставочного центра РОСИЗО Сергей Перов.
«Одна из прелестей этой выставки – есть много вещей, которых мы никогда не видели – вот я Бродского не видел, а много вещей, от которых уже отдохнули. Они очень хорошо освещены, кстати, я думаю, что большая часть картин никогда в таком хорошем свете не была, от этого они очень выигрывают», - отмечает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Портреты выдающихся людей страны Советов, и обычных рабочих в счастливой повседневности, вожди на войне и в мире – большинство работ знакомы из учебников. Это миф, которому верили, за которым шли – иллюзия светлого будущего – утопия, которая никогда не воплощается в реальности.

Комментарии