Директор Третьяковки о выставке в Лондоне: это другая Россия


"Россия и искусство: век Толстого и Чайковского" – так называется открывшаяся в Лондонской национальной портретной галерее выставка портретов великих имен золотого века русской культуры конца XIX начала XX века из коллекции Третьяковской галереи. Выставка небольшая – всего 26 работ. Но разбитая на пять разделов: "Писатели", "Театр", "Музыка", "Поэты" и "Меценаты" - она дает широкую картину лучших имен золотого века русской культуры.
Это совместный проект двух галерей-сверстниц – обе они отмечают в этом году свой полуторавековой юбилей. Параллельно в Москве проходит выставка "От Елизаветы до Виктории: британский портрет из коллекции Национальной портретной галереи". На открытие лондонской выставки приехала директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. С ней беседует обозреватель Русской службы Би-би-си по вопросам культуры Александр Кан. "Звезды" и качество Александр Кан: Толстой, Чехов, Достоевский, Чайковский – такая приманка действует на зрителя безотказно. На эти имена публика пойдет. Но не вышли ли эти, выражаясь современным языком, "звездные" модели на передний план, потеснив художественное качество живописи? Насколько выставка отвечает чисто художественным критериям? Зельфира Трегулова: Все, что здесь выставлено - работы высочайшего художественного уровня. Да, автор портрета Чайковского Кузнецов – это не Репин и не Врубель, но портрет-то хорош! Тем более, что это единственный достойный портрет композитора, а и нам, и британским коллегам казалось очень важным, чтобы наряду с портретом Мусоргского, наверное, лучшим во всем творчестве Репина, на выставке присутствовал и Петр Ильич Чайковский. Портрет Мамонтова работы Врубеля, да и портрет Надежды Ивановны Забелы-Врубель, супруги Врубеля и известной певицы мамонтовской оперы, принадлежат к числу самых восхитительных работ этого художника. И портрет Мусоргского, и портрет Мамонтова, и портрет Забелы-Врубель я как куратор включила в состав выставки "Россия!", которая показывалась в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 2005 году и до сих пор остается, я этим горжусь, самой успешной выставкой за всю историю этого музея.

Комментарии